«Вы только что бесцеремонно потоптались на произведении искусства", - пошутил Константин, улыбаясь. Под моими ногами, прямо на асфальте, на желтых дорожных полосках мчались к перекрестку рисованные лошади. В Шордиче, самом креативном районе Лондона, и не такое увидишь. Искусство здесь повсюду, на дороге, окнах, дверях, на фонарях и водосточных трубах и, конечно, на стенах. С искусством стрит-арта, его героями, артистами, художниками, его правилами , успехами и поражениями, я знакомлюсь с помощью автора замечательного пешего тура по этому Лондонскому району - Константина Пинаева. Кажется, Костя знает каждый арт-сантиметр на районе, знает всех, кто орудуют кистями и балончиками, поэтому в тему погружаешься сразу.
Шордич всегда был альтернативной зоной столицы. Из индустриальной канавы – а именно так переводится слово «ditch» — он превратился в модный молодежный район с самыми концептуальными барами и пабами британской столицы. Расположенный по соседству с Лондонским Сити, где от денег лоснятся небоскребы, Шордич пропагандирует другие ценности. Именно поэтому в этих кварталах, где бедно, но весело, модно и креативно, и зародилась культура стрит-арта, уличного искусства талантливых хулиганов, любящих разрисовывать стены. Любая пустующая поверхность в Шордиче будет разрисована кем-то - художником-миллионером или начинающим «марателем» .
Источником вдохновения для художников становится сама городская реальность, не всегда приглядная, и потому это искусство по-настоящему актуальное. Вообще-то рисовать на стенах в Лондоне нельзя. Если полиция застанет вас за таким занятием, придется выложить от 60 фунтов штрафа. Пара приводов и Скотланд - Ярд уже будет негодовать, суля реальный срок. Но для Шордича власти сделали исключение, и район превратился в огромный арт-квартал, а за вчерашними «вандалами» теперь охотятся аукционные дома. Какие-то работы закрашиваются и сменяются новыми, некоторые «висят» годами — признак особого почета.
Работы Бэнкси - в лучшем случае существуют неделю. Последнюю украли вместе со стеной дома три года назад и спустя трое суток продали на аукционе в Майми за больше чем за милион долларов. Бэнкси с мире стрит-арта - абсолютное божество, свое имя в историю мирового искусства он вписал большим аэрозольным балоном. Никто никогда не видел самого известного британца, он тщательно поддерживает свою анонимность и по-настоящему неуловим. Бэнкси никогда не подписывает своих работ, и убедиться, что картина принадлежит именно ему, можно только из официального источника. Если на сайте художника появилось фото объекта его творчества - это не подделка. Принты его работ, выпущенные лимитированным тиражом, расходятся за час, а затем перепродаются за сотни тысяч фунтов. Бэнкси часто обвиняют в том что он на себя тащит одеяло, но мало кто для стрит арта сделал больше чем он. В Шордиче сейчас нет ни одной работы Бэнкси, лишь розовый автомобиль, обнесенный пластиком, когда то был разрисован художником. На окне машины Бэнкси нарисовал смерть, держащую руль. Окно, разумеется, украли.
Photo: Jodi Flickr.com
Но в Шордиче есть и другие шедевры, которые, к счастью, пока не воруют. Этот гаучо на Хьюитт-стрит, например, остается нетронутым с 2011 года. В углу скромная подпись El Mac. Это, разумеется, прозвище, ведь для «старичков» стрит-арта — а калифорниец Эль Мак рисует на стенах почти двадцать лет — указать настоящее имя было все равно что подписать полицейский протокол. Сейчас и он уже не подписывается, его уникальный стиль узнаваем — художник рисует без трафарета плавными полупрозрачными линиями, пересекающиеся, сливающимися, напоминающими водную рябь. Если вы хоть раз держали в руках аэрозоль, то знаете: на выходе получается что угодно, только не прямые и ровные линии. Подтеки, неровности — пожалуйста, а точность требует мастерства и железной руки. На эту картину у Эль Мака ушло больше 18-ти часов с перерывом на пиццу.
Эль Мак, один из немногих стрит-арт художников, кому удалось «выйти» с улицы в люди. Ему заказывают работы, приглашают на фестивали стрит-арта. Он разрисовывал фасады для крупного одежного бренда, обложка последнего альбома группы No Doubt — тоже дело его рук. Но далеко не всем удается монетизировать картины на стенах в деньги на счету.
Большинство художников не зарабатывают уличным искусством. Чаще всего они сидят у компьютера в офисе, и с понедельника по пятницу трудятся иллюстраторами или дизайнерами и лишь по выходным балуются стрит-артом, бегая от полиции. А кто-то и вовсе не имеет никакой работы, как, например, Jimmy C, он же Джеймс Кочрен. В юности Джимми был отпетым аэрозольным подпольщиком, бродяжничал и увлекался алкоголем и наркотиками, и воровал балончики в магазине. Это знаменитый культ уличных художников- писать крадеными красками. И кто знает, чем бы все это закончилось для парня-самоучки, не попадись ему на пути пара, разглдяевшая в нем талант. Jimmy C взялся за ум и закончил художественный факультет при университете Южной Австралии, скрестил станковую живопись с граффити и получил свой стрит-арт-стиль — нечто наподобие пуантилизма.
Стрит-арт cегодня — это не только аэрозоль и балончики. Португалец Vhils, например, работает перфоратором, долотом и отверткой, а иногда даже динамитом, буквально выдалбливая в стене свое произведение. От взрыва в стене получается глаз — правда, лишь в одном случае из трех. Мимо его работы можно запросто пройти, не заметив лица на обшарпанной стене. Но если сфокусировать взгляд, то детали соединяются в один образ.
В Шордиче даже не зная маршрута, можно свернуть в любой переулок c Брик-лэйн и увидеть картины на стене. Приедете сюда через полгода, и увидите полный художественный апгрейд района. У стрит-арта хватает врагов в лице школьников, которые то там, то тут подрисуют рога и усы, коммунальных служб, смывающих произведения искусства мылом и щетками, и банкиров, жаждущих повесить модные картины у себя над камином. Но именно в кратковременности, принадлежности улицам, народу и есть его суть. И тот факт, что власти Лондона взяли стрит-арт под контроль и позволили Шордичу стать галереей под открытым небом, говорит о нем как о действительно прогрессивной столице. И чтобы сразу погрузиться в ее жизнь, начните знакомство с Лондоном не с Тауэра и Биг Бэна, а с прогулки по Шордичу.
|