Ru / En
Главная > Travel blog > Travel репортаж > Кольца жизни

Кольца жизни

Репортаж о жизни каренов-падаунгов, женщин с длинными шеями из Северного Таиланда

В деревне каренов, горных бирманских племен Baan Tong Luang, меня встретила улыбчивая девочка-подросток. Взяла за руку и подвела к своему дому, что стоял прямо сразу у входа в деревню. Сразу села за шитье, перебирала катушки ниток и все время улыбалась, всем видом показывая какая она рукодельница. Такое дружелюбие понятно, карены выживают только благодаря тому, что принесут в деревню гости, купят ли шарфики, подушки или украшения из бусин, дадут ли немного денег просто так за улыбку.

Хоть малышка и оказалась из племени каренов, у нее было колец на шее, но этнос и принадлежность к определенной группе народностей присутствовала. Строго говоря карены - это большая этническая группа, состоящая из нескольких племен, в каждом из которых женщины имеют собственные понятия о красоте - падаунги удлиняют шею латунными кольцами, акха вставляют в уши тоннели, монги делают красивые вышивки на своих нарядах.

 

Что приятно, в Baan Tong Luang никто дотошно не клянчит деньги, не теребит за одежду и не заглядывает в кошелек. «Деревенские жители», хотя кажется, многие и правда живут в этих лачугах, гостеприимны и добродушны. Карены, Лаху, Монги, Падаунги, всего шесть этнических групп, уживаются на одной территории этой «псевдодеревни» в мире, спокойствии, в большом ткацком содружестве.

Традиционные деревянные дома образуют некое подобие улиц, по которым носятся за колесами детвора и испуганные куры. Почти в каждый из домов можно заглянуть без зазрения совести и без страха любопытной Варвары. Быт настолько прост, насколько можно себе его представить в XXI веке - газовые плиты, стол, пара циновок и выцветший портрет короля Таиланда.

  

Большинство из них этих людей - выходцы, беженцы из Мьянмы. Карены всегда были фермерами, занимались животноводством и охотой на слонов. Несколько веков назад представители некоторых племен каренов были даже работорговцами. Со временем из-за политической обстановки в Мьянме в конце 90-х годов каренам пришлось бежать в горы Северного Таиланда, где они и живут до сих пор, без какого-либо официального статуса. Как и сотни веков назад, карены стали заниматься земледелием, выращивать рис и кукурузу, разводить буйволов и коз. Рабами больше не торгуют, на слонов не охотятся. Не жизнь, а рутина.

Деревня Вaan Tong Luang - скорее туристический аттракцион. Но народности представлены настоящие. Мужчин в деревне днем почти не видно. Они ни в чем неприметны - вся слава племени достается только женщинам. На деревянных подмостках, восседают лишь женщины с горделивой осанкой и в нарядной одежде - это и выдает напускную этнографию. И хотя и женщинам акха и лаху тоже есть чем похвастать, длинношеее женщины падаунги вне деревенской конкуренции.

Туристы - главное чем живут карены. Каждый день у них покупают сувениры, подают немного денег. Поток любопытных людей не иссякает изо дня в день. Карены настолько привыкли быть на виду, что уже не смущаются проходящих туристов и занимаются своими насущными делами - пилят, строгают, спят, вышивают, едят. Вот старая женщина чистит зубы на корточках, вот пожилой человек спит прямо в двух шагах от главного променада. 

 

Десятки лет назад женщины называемые Long Neck People имели поистине длинные шеи - бабушки-жирафы могли похвастаться шеей в 20 с лишним сантиметров и 35-ю кольцами, которые весили больше 5 кг! Первые несколько колец, вернее латунных спиралей, девочкам одевали в пять лет. По мере роста ребенка с каждым годом число колец увеличивали, грудная клетка под их тяжестью чуть сжималась, деформировалась, ключицы перемещались, создавая иллюзию еще более длинной шеи, но по факту сама шея не вытягивалась.

У женщины-падаунг со временем менялась и походка. По ней сейчас можно опознать бутафория на женщине или нет. Длиношееи с большим количеством несметных колец ходят немного смешно, чуть сутулясь, чуть неуклюже, таких меньшинство и в основном это старое поколение, женщины тайского бальзаковского возраста. Девушки помоложе со «снимающимися оковами» передвигаются быстро и непринужденно. Кольца падаунги носят не только на шее, но и на ногах. 

Примерить шейные кольца разъемной модели предложили и мне. Ощущения такие, как будто в приступе острого остеохондроза заклинило шею и ты поворачиваешься или наклоняешься сразу всем телом посмотреть, не повернулась ли женщина-жирафа к тебе всем телом для портретного группового снимка. Латунный хомут ограничивает такое количество привычных движений, что принцип и идейность красоты каренов ускользал из моего понимания с каждой последующей минутой ношения ярма. Смысл не очень был понятен даже с точки зрения эволюции.

 

Откуда пошел сей обычный удлинять шеи карены-падаунги и сами не могут толком сказать - толи так защищались от нападения тигров, толи от злых духов, чтобы не попасть в рабство, толи отождествляли себя с драконом, толи это был семейный банк драгоценных металлов, толи у кого-то, обладающего определенным даром убеждения и перспективами быть хорошим мужем, была мечта о необычайной красоте. 

Кстати, если верить деревенским слухам, то за прелюбодеяние кольца с женщины снимают. После чего бедным женщинам приходится до конца жизни лежать - атрофированные мышцы шеи уже не в состоянии поддерживать голову. Но все это страшилки для туристов. Шея, вопреки слухам «не ломается», но в целом процесс очень болезненный. Латунные спирали можно и заменить при особой необходимости, скажем, снять устаревшие кольца и заменить на размер больше. 

Женщины другого из племен каренов на деле деформировали свое тело куда больше, чем падаунги. Например у некоторых красавиц мочки ушей оттянуты почти к плечам. Это происходит из-за тяжелых серег из бивней слона, которые девочки носят с раннего детства. Тоже красиво! 

Сегодня европейская общественность все чаще негодует и называет Baan Tong Luang и похожие на нее деревни человеческим зоопарком, но на деле на своих шеях женщины-жирафы зарабатывают уже больше ста лет. В начале прошлого века в Великобритании были чрезвычайно популярны цирки. На длинношеих женщин, приезжающих с гастролями в Лондон, валила посмотреть толпа зевак. Женщины-жирафы гастролировали по всему миру, о них писали заметки в газетах. 


Photo: www.mashable.com

Считается, что племя падаунгов скоро уйдет в историю. Урбанизация с подругой цивилизацией доберется и до горных лесов вручит каренам ключи от новой жизни без колец, смартфоны в руки и надежду на лучшую жизнь. И такие деревни как Вaan Tong Luang потеряются в горных лесах. Может небольшие инвестиции в эту деревню ради туристов неуклюжая попытка Тайского Правительства спасти уникальную народность, тем не менее это попытка.

Я провела в Вaan Tong Luang пару часов. Когда я выходила, девчушка, что повстречала меня самой первой, попросила сделать селфи с ее сестрой на ее телефон. И я с радостью согласилась.

подписывайтесь на канал в телеграм

Пхукет: Pro et Contra
Пхукет: Pro et Contra Обзор экскурсий на острове
Табор уходит в море
Табор уходит в море В гости к морским цыганам на Пхукете
Приключения в Королевстве Ланна
Приключения в Королевстве Ланна Чем заняться в Чианг-Мае

Оставить комментарий



Ваш комментарий будет добавлен после проверки администратором
 
Мои партнеры