Людская толчея до этого момента меня пугала. Но я даже и представить себе не могла, как невероятно красиво выглядит море людей в красных шляпах, которые прижавшись друг другу, танцуют волнами в едином порыве. Я стояла на балконе дома в каталонской Берге, где на главной площади Святого Петра не было ни единого свободного местечка. Берга праздновала Патум.
360 дней в году 13 тысяч жителей Берги заняты будничными делами, смотрят по телевизору футбол, судачат с соседями, ходят на работу - в маленьком каталонском городке в провинции Барселона ровным счетом не происходит ничего. Все без исключения горожане живут от Патума до Патума, праздника, который в Берге важнее чем Рождество или Пасха. Праздник, в котором принимают участие все - от мала до велика. Праздник Ла Патум де Берга, который объявлен ЮНЕСКО всемирным достоянием.
Никто и никогда не уедет из Берги на время Патума - свадьбы, отпуск и визиты к дальним родственникам в другие города откладываются на неделю. Участвовать в средневековом празднике большая честь для горожан. Бергадианцы достают из сундуков костюмы, дьявольские маски, платки и шляпы и окунаются с головой в праздничную феерию - поют, танцуют, проходят очищение огнем, веселятся и пьянствуют.
Обывателю, попавшему на Патум впервые не понять, что тут вообще происходит. Сокровенный смысл пятидневного исторического сумасшествия дойдет позже, уже после того как погаснут последние шутихи, а деревянного коронованного орла спрячут в мэрии до следующего года. Есть просто ощущение веселого хаоса и ожидание чего-то такого, что удивит, восхитит и поразит. И самое правильно - стать частью толпы и поддаться атмосфере.
Главная площадь Святого Петра в Берге вмещает около 6000 человек. 6008 есть быть абсолютно точным. Она обрамлена несколькими домами, Мэрией и Главным Собором Святой Евлалии. Это и есть главная сцена Патума, где на крошечном пространстве в окружении толпы танцуют кавалеристы на игрушечных лошадках, карлики с большими головами и великаны, вступают в битву демоны и ангелы, пышут огнем драконы.
Все без исключения горожане с детства знают сценарий праздника, в котором лихо закруыен эпохи, языеские обряды, церковные наставления и театр. Роли в этом историческом спектакле, разыгрывающемся уже не одно столетие, строго передаются по наследству. Если прадед был великаном, то внукам никогда не стать карликами. Каждый человек в Берге, чьи волосы уже тронуты сединой, может с гордостью сказать, что пережил за жизнь больше 50 Патумов. И выйдя на "праздничную пенсию" уступил праздничный костюм своим детям. Жозеп Россиньоль, журналист и писатель из Берги, который любезно согласился сопроводить меня в праздничные дни много лет был из «клана демонов». Сейчас в обличие дьявола пляшет его сын. Он знал мельчайшие детали праздника - куда поскачет толпа, где ангелы победят демонов, где укрыться от огнедышащих гидр, но разве нужно укрываться? Ведь огонь Патума не жжет.
На первый Патум гуляли еще в средневековье - в 1621 году наперекор церковным устоям. Духовные сановники долгое время пытались бороться с языческой вакханалией, но в итоге воля народа оказалась сильнее и церковь разрешила гражданам праздновать, приурочив шествия к католическому празднику Корпус Кристи (Праздник Тела Христова) Даты Патума всегда варьируются, но как правило он проходит в конце мая - начале июня.
В расписании празднества дневная и вечерние программы. Полный Патум происходит только в сумерках. Действия на площади с кульминационным огненным завершением, который называется Тираболь, повторяются четырежды - дважды в четверг и в воскресенье, в среду и субботу - на площади только танцуют, в пятницу гуляют дети. На историческое празднования муниципалитет Берги не жалеет средств - ежегодно из казны на 5 с лишним тысяч петард и сигнальных ракет тратят 350000 евро. Полный цикл Патума с пиротехникой стоит 14 тысяч евро.
Большинство людей в городе во время Патума одеты как обнищавшие трубочисты - штаны перемазанные сажей, рубахи с длинным рукавом, прожжены во многих местах искрами. Но это - официальная униформа Патума, в городе где пять дней палят кряду. Обугленные дырки на рубашках - как ордена, ими гордятся не меньше - «прошел не один Патум».
Все начинается с ударами «па-тум, па-тум» в Эль Табаль - огромный барабан Табалером. Это главный распорядитель праздника, который стоя на балконе, в средневековом костюме и шляпе с плюмажем, дает сигналы барабанным боем к началу любых действий. По звукам барабана и ритму бергадианцы понимают, что сейчас происходит на площади. Местные шутят, что мерный бой табаля разгоняет тучи - перед праздником даже природа вступает в противостояние добра и зла - перед самым праздником в Берге всегда идет сильный дождь, который прекращается перед самым началом.
Сначала народ разогреется танцами, вместе с великанами и карликами, повизжит, гоняясь за зелеными драконами - гидрами. Затем одни из огнедышащих гидр пронесет над головами людей упитанному табалеру бурдюк с вином. Сделав символический глоток, он извещает публику о начале веселья. И Патум начинается!
Каждый персонаж Патума имеет важное историческое значение. Шуточный танец с саблями турков на лошадках из папье-маше историческая карикатура на времена Реконкисты, когда Пиренейский полуостров был захвачен маврами. Карлики - символ богатых бездельников, над которыми всегда потешался народ. Воплощение разгулявшегося зла - демоны с булавами, на которых нарисованы страшные рожи. Их гнев искрит и грохочет. Демоны мечутся, скачут в толпе в неистовом танце с бубнами, пока с последним дымком петарды не кончится дьявольская сила всевластия. И они упадут к ногам ангелов, которые безжалостно с ними расправятся не взмахом крыла, как можно было подумать, а острой шпагой.
Зеленые длинношеие гидры - драконы с туловищем осла, шеей жирафа, пышущие огнем, не щадят никого, даже зевак, наивно стоящих на балконах. Это самые старые персонажи Патума, им по 400 лет. Двух драконов, носящихся по площади носят мускулистые парни в костюмах, за голову, «изрыгающую палево» отвечают еще пара человек. Они вытягивает шею на шарнирах и без разбору обдают искрами толпу. Но никто не разбегается: не испугаться и остаться - значит выстоять перед злыми напастями. Таковы правила Патума.
Великаны Патума - потомки мавританских завоевателей и христиан. Они танцуют на Патуме с середины XVII века. Нынешних великанов - королевскую чету сделали в середине XIX века. Мавры моложе почти на полвека. Огромную куклу, высотой под 4 метра и весом более 100 кг несет на себе всего один человек, но страхуют фигуры несколько помощников. Во время шествий по городу кукловоды часто сменяют друг друга, снуя под юбками великанов.
Главный персонаж Патума - Орел, символ свободы от феодального гнета, который пал в Берге в 1393 году. Голову птицы венчает корона, в клюве он держит букет. Перед его танцем площадь Святого Петра замирает, торжественная, стеклянная тишина лишь нарушается недовольным «ШШШШШ», обращенным к болтливым гостям праздника, которые не знают церемониала.
Музыканты начинают играть и Орел начинает исполнять свой танец в людском круге, сбрасывая цепи, сковывающие ноги. Считается, что оказаться в первых рядах танцующих - большая удача. Для этого нужно исключительно хорошо знать движения, вовремя уворачиваться от орлиного хвоста и приседать, когда птица начинает кружиться в танце свободы и независимости, за которую так борются каталонцы.
Воскресная программа начинается в полдень торжественной мессой, где главные гости Черные невесты. Они не вдовы и не ведьмы. Это уже жены, которые сыграли свадьбы за год до Патума. Черные одежды и кружевная фата - дань историческим нарядам, означающим вечную верность мужу. Пары, оформившие отношения за прошедший год - одни из главных официальных гостей праздника. Они присутствуют на торжественной мессе в церкви Святой Евлалии, проходят по городу под звуки барабана в окружении ангелов и получают место в ложе, рядом с молодым мэром, чтобы наблюдать за Блистательным Патумом с почетных мест. Эта часть праздника называется так из-за нарядных костюмов, в которе облачены все жители города.
И снова на площади танцуют, выкрикивают лозунги Vista Catalunya independenta!, скандируя, пьют «баррежу», анисовое традиционный напиток Патума, разогреваясь к вечерней кульминации. После дневного представления никто не расходится: начинаются народные гуляния за табалем и кукольной процессией по старым улицам Берги с остановками на танцы у домов уважаемых горожан. Главное во время гуляний - хорошенько потолкаться!
За кулисами праздника за несколько часов до огненного безумства готовят к выходу демонов. Из ангара, где делают венки из зеленых веток, разбирают ящики с пиротехникой местное телевидение даже ведет отсюда прямую трансляцию. Каким-то местечковым образом действует пропускная система, свои проходят, чужие даже не пытаются. Мужчины, не обращая внимания ни на кого вяжут венки из веток и травы ломоноса и крутят снопы. Этим вечером нужно 200 комплектов. Травяные украшения демоны наденут на шею и голову. Это историческая техника безопасности - свежие листья предохраняют человека в костюме демона от возгорания, венок на шее - поглощает отдачу от взрывов петард на голове.
Быть демоном - честь для бергадианцев. Хоть раз в жизни, но каждый должен отскакать свой огненный танец на главной площади. В огненный путь зеленого демона родственники и друзья провожают как под венец, со слезами умиления и невероятной гордости на глазах и бесконечными объятиями. Каждому участнику выдают «набор демона» - маску, две связки петард, которые будут крепиться на голову на за хвост, и костюм.
Часто он оказывается не по размеру, но на такие мелочи никто не обращает внимание. Облачаться в костюм помогают два человека. Подбородок накрепко перевязывают хлопковыми лентами, чтобы взрывающиеся петарды не нанесли травму. Привязывают к хвосту шутихи. В полном одеянии одетый в демона участник огненного парада ничего не видит, на площадь за руку его выводит сопровождающий.
100 демонов, похожих толи на Леших, то ли на ходячие зеленые кусты, рассредотачиваются по площади Святого Петра перед началом квинтэссенции - безумного огненного танца Сальтс де Пленс. По сигналу в Берге гаснет свет, одновременно поджигаются более тысячи петард, начинает играть культовая музыка Кима Серра и площадь утопает в огне. Какими бы словами я не пыталась рассказать о происходящем, их глубины и смысла недостаточно для описания - это вакханалия, безумная и огненная феерия.
Кара небесная на площади геенны огненной, кажется должна выглядеть именно так. Демоны в огне кружатся по часовой стрелке, люди, пряча лица от искр мечутся в обратном направлении. Сначала раздаются первые взрывы, затем палит уже повсюду, демоны «гибнут» по одному, пока наконец не смолкает музыка и не догорит последний сноп огня. Через полминуты дымовая завеса рассеивается, открывая взору бесконечно счастливую толпу чумазых людей. В схватке темных сил с белыми, неба и ада победу одержал свет. Все зло сгорело в преисподней.
Патум не терпит полного невмешательства - либо ты в Патуме, либо ты сторонний наблюдатель.Чтобы проникнуться духом средневековой феерии, нужно облачиться в старые штаны и рубаху, напялить шляпу, повязать платок и с головой окунуться в историю - плясать, скакать, сходить с ума, танцевать, визжать, петь и купаться в огне. Впадать в транс, после которого, в голове, словно пульсирующий сосуд, будет отдавать музыкальный ритм. Это выглядит так демонически жутко, что хочется в самый эпицентр. Вот что такое Патум.