Ru / En
Главная > Travel blog > Достопримечательности > Наосима — остров искусства

Наосима - остров искусства

Главный арт-проект Японии

Кромешную тьму сейчас редко где встретишь, какой-либо источник света найдется всегда. Оттого, попав в абсолютно темное пространство, было сложно понять свои чувства. Легкое дуновение испуга, словно флер какого-то детского воспоминания, когда проснулся среди ночи? Пугающее ожидание, что наткнешься на что-то в этой темноте и всплеск адреналина? Растерянность и неизвестность, обостренное чувство собственной безопасности? Я вытянула руки вперед, затем очертила круги вокруг себя, пытаясь понять размера этого микрокосмоса.

Я стала напрягать глаза, как будто от этого вдруг должна получить суперспособность видения в темноте. Двигалась куда-то медленно, снова и снова пытаясь нащупать хоть что-то. Пока наконец, я не уткнулась во что-то твердое. «Теперь можете сесть», прошептал по-английски из темноты чей-то голос. Дальнейших инструкций не было. Я нашла во тьме лавку и присела, совершенно не понимая, что меня ждет дальше. Кругом по-прежнему было тихо и темно. Дело происходило на маленьком острове Наосима, в Японии, и я находилась внутри арт-инсталяции Backside of the Moon в доме «Minamidera» , проекта Art House Project. Искусство, тем более современное, понять нелегко, описать этот японский перфоманс и вовсе невероятно сложно.


Photo: www.benesse-artsite.jp

Я не представляла что ждет меня дальше, как вдруг минут десять спустя, (может прошло уже полчаса, а может и вовсе 2 минуты) отчетливо стала понимать, что я осознаю размеры этого пространства. Вдалеке увидела чуть светлый экран, подумала, не покажут ли какое-то невероятно стильное кино. Стало еще чуточку светлее. Я встала и уже смело направилась к противоположной стене, подойдя - увидела, что это чуть подсвеченные деревья. Кроме них в комнате не было ничего. Постояв еще минут пять, я заметила дверь, и вышла к свету. «Любопытно, - сказала я смотрителю музея, что ждала меня у входа. - Особенно понравилось, как медленно вы освещали это пространство. Я описывала свои эмоции, пока женщина не тронула меня за руку и сказала, что никто ничего не подсвечивал. Просто человек умеет адаптироваться, и этот перфоманс создан самим мирозданием». Впрочем, служитель лукавил, у этой грандиозной инсталляции был автор - калифорнийский художник Джеймс Таррел.

Сказать, что Наосима - самый интересный арт-проект Японии, не донести и малую часть. Это остров заповедного концептуального искусства, полный необычных объектов и музеев. Если вам посчастливиться там оказаться с культурно-обзорной миссией прогулку стоит с музея Тадао Андо (Ando Musem). Большинство музейных комплексов спроектированы именно им. Он признанный гений архитектуры, идеально минималистичной, с отголосками Платона и Эвклида. Его проекты доведены до своей логической крайности, чем меньше - тем больше. Это неподвластно даже талантливым любителям простых линий. Наосима целиком и полностью его остров, адепты его творчества так и называют его «Андо-Айланд».

Но Тадао Андо лишь воплотил идеи Соичиро Фукутаке, известного издателя и одного из самых влиятельных коллекционеров, который задумал превратить клочок суши площадью 5 квадратных километров в центр японского искусства, сразу после покупки в 1987 году. Миллиардер пропагандировал новую форму филантропического капитализма, которую он сам назвал «капитализмом общественных интересов».

 
Photo: www.slandsofthemind.tumblr.com, flickr.com

В итоге Наосима стала похожа на декорацию в компьютерной игре Myst - очень странный остров, сонный, малолюдный, и даже порой несколько жутковатый, полный загадок, который визитер должен отгадать самостоятельно. Андо Тадао два десятилетия работал над ландшафтным дизайном, гостиницей, и музейными объектами, чтобы создать «Идеальный баланс света, звука, пространства, цвета». Его здания продолжают рельеф, мимикрируют в ландшафт и открываются небу. 

 
Photo: www.benesse-artsite.jp

Что можно увидеть в музеях на Наосиме? В Bennese House -Муравьев, что делают собственную инсталляцию, странных гуманоидов, каменный круг полной луны, повторяющих заклинание «Чабу-Чабу-Чабу», этот звук еще долго будет столь в ваших ушах и снится ночами. Есть и работы Брюса Наумана, Дэвида Хокни и Энди Уорхола.


Photo: www.benesse-artsite.jp

В подземном Chichu Museum - Лабиринты из бетона, огромный шар в центре массивного склепа - работу Уолтера де Марии. Наряду с ним для экспериментов со светом отдано пространство и Джеймсу Таррелу. И лилии Клода Моне. Для картин французского импрессиониста возвели исключительно белую комнату, отделанную каррарским мрамором. Чтобы увидеть культовые нимфеи придется скинуть свою обувь, словно при входе храм или японский дом, одеть тапочки. В Chichu Art Museum основной акцент сделан именно на свет - есть даже комнаты, в которых можно оказаться под дождем прямо в помещении, поскольку в них попросту отсутствует потолок. Свет - произведение искусства, меняется с каждым днем, новым облаком, с новым сезоном. 

На Наосиме есть работы и самой известной японской художницы, уже почти 90-летней Яёи Кусама. На одном из причалов стоит желтая тыква в горох, который и прославил ее по всему миру, в главному порту - красная тыква побольше. Кусама одна из самых богатых и востребованных артистов. Ее выставки, на которых представлены психоделическая живопись, скульптуры, арт-коллажи в стиле экспрессионизма и сюрреализма крайне популярны. 

В 1960-х Кусама жил в Нью-Йорке и выставлялась вместе с Энди Уорхолом и Клаусом Ольденбургом. И уже тогда можно было увидеть ее самый известный принт - горох. Он часто  являлся художнице в галлюцинациях и тревожных снах, Яёи-сан страдает психическими заболеваниями и уже почти 20 лет живет в клинике для душевнобольных в Токио. 

Но все же один их самых необычных проектов Наосимы - Art House Project, инсталляции которых расположены в семи заброшенных домах прямо в деревне Хонмуру. Они все очень разные, очень японские. Помимо «Minamidera» с которого и началось мое знакомство с Наосимой, мне также очень понравился дом «Kadoya» и проект «Море Времен». В темной комнате, в бассейне по всему дну мигают счетчики жизни, от 0-9. Скорость и цвет выбирали жители Наосимы. Они иногда заходят сюда проверить собственный измеритель скоротечности или неторопливости времени. И вам об этом тоже стоит задуматься, чтобы успеть на последний паром до острова Сикоку, который отправляется из Наосимы уже в 17.00.

  • Orange-факт
    В музеях на Наосиме категорически запрещено фотографировать. Фотографии музей также не предоставляет.

Как добраться до Наосимы:

Для начала нужно прилететь в Такамацу, или приехать «синкансеном» в Окаяму из Токио или Осаки. Затем сесть на паром в порту Такамацу, разобравшись непременно в расписании.

На Наосиме официально работает лишь одно такси, на маршруте работает лишь один автомобиль. Впрочем, все равно им трудно воспользоваться - никто не говорит по-английски. Все музеи на острове связаны маршрутным автобусом. Но при желании, дойти пешком можно до любой локации. Все объекты на Наосиме расположены в некотором отдалении друг от друга. Лучше вооружиться заранее картами, подключиться к GPS, особенно если гулять вы собираетесь самостоятельно.

 

Где остановиться:

На острове имеется только один отель Benesse House, 10 номеров которого, выходят на внутреннее море Сето и на Овал - закрытое пространство, куда гостей доставляет монорельс. Гостям разрешено любоваться объектами искусства и после закрытия музея, разгуливать по залам хоть в пижамах.

Также можно арендовать комнату у местных жителей. Объясняться придется на пальцах. 

Самый условно простой способ передвижения по Наосиме - забронировать себе сопровождение с англо-говорящим музейным гидом, который встретит вас по прибытии на главную пристань.

  • Музей Бенессе
    Часы работы: с 8.00 до 21.00
    Входной билет - ¥10300 (10$)
  • Chichu Art Museum
    Часы работы: с 10.00 до 18.00
    Входной билет - ¥2060 (20$)
  • Art House Project
    Часы работы: С 10.00 до 16.30
    Входной билет, включающий посещение 6 домов ( кроме Kinza) - ¥ 1,030 (10$) 
  • Ando Museum
    Часы работы: с 10ю00 до 16.30
    Входной билет: ¥ 510 (5$)
  • Музей Li Ufana
    (Мономузей корейского художника Ли, чьи медитативные работы были представлены однажды даже в  в музее Гугенхайма в Нью-йорке)
    Часы работы: С 10.00 до 18.00
    Входной билет - ¥ 1,030 (10$)
  • Все музеи Наосимы закрыты по понедельникам.

  

подписывайтесь на канал в телеграм

Оставить комментарий



Ваш комментарий будет добавлен после проверки администратором
 
Мои партнеры