Ru / En
Главная > Travel blog > Travel репортаж > Ганс Христиан Андерсен

Ганс Христиан Андерсен

Квинтэссенция горемычности

Нерасcказанная сказка об одиноком человеке

  

Любая поездка по Дании всегда будет отмечена «печатью Андерсена» — в этом замке бывал, здесь ел, в этом доме «жил-поживал». К концу путешествия, особенно, если вы включите в свою программу поездки остров Фюн и город Оденсе, где родился писатель, сложится картина жизни Андерсена, собранная как пазлы, из коротких историй весьма непростого человека, одинокого горемыки. Нет в Дании никого, кто по масштабу культа личности мог бы сравниться с Гансом Христианом Андерсеном. Знал бы сын башмачника, страдавший чертовски низкой самооценкой в юношестве и отрочестве, что спустя столетия, его жизнь будет интересна огромному количеству людей, чего именем будут названы бульвары и улицы, памятники и бюсты писателю будут в бесчисленном количестве возведены по всей стране, в его честь будут проводить фестивали, различные перфомансы, и даже неделю бракосочетания гомосексуальных пар. Увидели бы его преданные читатели все те пронзительные, где-то очень личные произведения великого сказочника, будь он, скажем, счастливым семьянином?

Судьба приготовила для маленького Ганса, родившегося ветряным днем 2 апреля 1805 года в одном из крупнейших городов Дании — Оденсе много крутых поворотов. Социальное происхождение малыша изначально не сулило ему абсолютно ничего хорошего: мама — Анна Мари Андерсдаттер работала обычной прачкой, а отец  — Ханс Андерсен шил башмаки. Семья еле-еле сводила концы с концами и влачила абсолютно жалкое существование. К тому же, у Ганса Христиана оказалась еще и довольно тяжелая наследственность: его дедушка по отцовской линии, столяр, слыл среди соседей сумасшедшим, поскольку, помимо своей основной работы, в качестве хобби постоянно вырезал из дерева фигурки полулюдей-полуживотных, причем обязательно с крыльями. Эта странность перейдет и к Андерсену, впоследствии успокаивать себя он будет как раз вырезками очень похожими вырезками из бумаги. Множество из них хранится в музее, и среди бумажных экспонатов много весьма причудливых и сложных в исполнении фигурок.

  

Своего жилья у семьи не было, она ютилась в крохотной комнатушке, вечно под угрозой выдворения на улицу - платить порой было нечем. Маленького Ганса недолюбливали - малыш по меркам тех времен - был излишне долговяз, нескладен и неуклюж. Привыкнуть к постоянным насмешкам подростку было невозможно - Андерсена дразнили из-за длинного носа, глубоко посаженных глаз, огромного размера ноги. Одноклассники постоянно издевались как могли, а учителя регулярно наказывали его физически, что для датских школ того времени было абсолютно нормальным явлением. Для того чтобы несколько облегчить участь своего абсолютного несчастного сына, родители перевели его в еврейскую школу. Телесные наказания в ней были запрещены, однако учиться от этого Ганс Христиан Андерсен лучше не стал - вплоть до самой своей смерти, сказочник писал с грамматическими ошибками.

Живя в среде постоянного отвержения, Гансу приходилось нелегко, но все же стоит отдать ему должное: упорства в нем хватало, он жил мечтой стать великим, прославиться. Правда, на каком именно поприще — Андерсен не знал. С юношеских лет, его увлекал театр, Ганс сочинял сказочные истории, «ставил» монопьесы в небольшом домашнем импровизированном кукольном театре, который сам же и организовал. В 14 лет он решил: пора! И отправился в Копенгаген в надежде стать артистом балета в Королевском театре. Но угловатого актера брать в труппу не хотели - поначалу его и вовсе сочли «не от мира сего». Гансу пришло в голову нагрянуть домой к прима-балерине театра мадам Шаль, которая от танцевальной партии сутулого танцовщика пришла в ужас, вызвав охрану. Но тем не менее, на сцену он все же попал. Андерсену пришлось довольствоваться ролью статиста: в спектакле «Армида» он играл безмолвного тролля. Но с театром, увы, так и не сложилось. Поверить в это он не мог до конца жизни, в надежде, что режиссеры все же выберут для постановки ту или иную пьесу, он писал их снова и снова. После увольнения из труппы, по протекции знакомых ему была предоставлена стипендия, позволявшая отучиться сначала в школе, в городке Сагельсе, а затем в Эльсиноре. Но и там, люди вновь наносили Андерсену новые душевные травмы: соученики по-прежнему насмехались надо ним, а преподаватели критиковали будущего великого сказочника по поводу и без. Андерсен защищаясь от мира, стал глубоким неврастеником, приобрел истеричный скверный характер, и множество фобий, каждая из которых с годами становилась все тяжелее.

Первой пробой пера для Андерсена стал фантастический рассказ, опубликованный в 1829 году. Через шесть лет вышел уже первый сборник сказок, который принес Андерсену славу. О странном сказочнике, начали говорить. Но ни признание читателей, ни финансовое благосостояние так и не смогли помочь Гансу Христиану забыть о душевных ранах. Купаясь в лучах славы, Андерсен завел огромный круг друзей, но быстро терял контакты, сказочника называли очень тяжелым в общении человеком - говорить он мог только о себе. Излишняя нервозность мешала и отношениям с женщинами. Дамы, с которыми он иногда пытался завязать отношения, его отвергали. Андресен безнадежно, безответно и глубоко влюблялся. И каждый раз страдал от неразделенных чувств, пронося их сквозь жизнь. К примеру, не отправленное письмо с признанием для Риборг Войт, его первой любви, он носил до самой смерти в кожаном мешочке у сердца, а оперной певице Дженни Рид посвящал сказки: «Соловья», «Снежную Королеву», «Русалочку».

До конца жизни он, по собственному признанию в своих дневниках, оставался девственником. Любое возбуждение его приводило в ужас, будь то визит в парижские бордели или противостояние соблазнительницам. Сексуальное напряжение Андерсен снимал ведром холодной воды или же просто самоудовлетворением. У него вошло в привычку помечать в дневниках палочками и крестиками, дни, когда «было особенно хорошо». Злость на себя, на свою жизнь, часто проскальзывала в его сказках. Мало кто знает, что в оригинале, порой его произведения не такие уж и добрые. Острота слов терялась в переводах. Вместо «жила-была страшная и угрюмая, старая девственница», на страницах детских книг появлялось нечто такое: «жила-была бедная пожилая вдова». Редакции подвергались и сцены жестокости и насилия, которые встречались в произведениях Андерсена весьма часто. Убирался и религиозный подтекст, встречающийся порой. Например, в «Снежной королеве» Герда, в те моменты, когда ей становится особенно трудно, читает молитвы. 

 

Андерсен защищаясь от мира, стал c годами глубоким неврастеником, приобрел истеричный и скверный характер, множество фобий, каждая из которых становилась все тяжелее. Он всюду возил с собой длинную веревку, на случай, если вдруг где-то вспыхнет пожар, ему бы удалось спуститься по ней из окна. Он подозревал, что злопыхатели вынашивают идеи его отравления. Он тревожился, что его крепко уснувшего, примут за почившего, и возьмут да похоронят невзначай. И в предупреждении столь нелепой ситуации, клал рядом с постелью записку: «Я жив! Я просто сплю!». Знаменитый датский сказочник серьезно страдал от зубной боли, и при этом считал, что от количества зубов в его рту напрямую зависит то количество произведений, которое он сможет написать. И в 68 лет, потеряв последний зуб, Андерсен не написал больше ни одной сказки, несмотря на отличный протез, изготовленный для него стоматологами.

 

Впрочем, мало кто знает, что из под пера великого датчанина вышло огромное количество произведений, существует 38-томное собрание его сочинений, из которых сказок всего лишь 168. Жизнь Андерсена, для путешествующих по Дании еще одна, его последняя, нерассказанная никому и ненаписанная сказка, которую каждый придумывает для себя сам. С каждым новым фактом из биографии, услышанным от гида во время экскурсии, или почерпнутым среди экспонатов его музея вопросов будет все больше. Был ли Андерсен счастлив в конце своего пути, или разочарован тем, что где-то не был смел. Радовался ли путешествиям по Европе или просто бежал от себя. Ответов, наверное, уже никто не узнает. Но таковы законы сказочного жанра: что-то всегда остается неизвестным.

подписывайтесь на канал в телеграм


Комментарии пользователей

sysoeva 18.07.2015 в 19:31 Ответить
Очень интересная статья о этом великом человеке. Браво!
Елена 22.10.2015 в 05:34 Ответить
Люблю сказки Г.Х. Андерсена за грустную реалистичность и надежду на лучшее. Только из этой статьи узнала, почему у них такой оттенок. Спасибо!

Оставить комментарий



Ваш комментарий будет добавлен после проверки администратором
 
Мои партнеры