На главный вопрос этой статьи — ответ, конечно, один. Непросто живется людям в Папуа-Новой Гвинее. Ну а теперь расскажу поподробнее.
Еще двести лет назад жители на острове жили по канонам «каменного века». Свою интеграцию в цивилизацию они сделали очень быстро, но страна еще на пути к развитию. Еще в начале XX века папуасы не знали ничего об одежде из тканей, лекарств, металлических топоров, спичек, простейших приборов, таких как часы. Не говоря уж о прочих изобретениях. Не было у аборигенов и письменности, соответственно, школ. Присутствовал товарообмен, люди расплачивались ракушками и шкурами опоссумов. По уверениям антропологов, через 30 лет все племена окончательно интегрируются, переберутся поближе к школам и клиникам.
Это самое высокое языковое разнообразие на планете. На страну приходится почти 10% всех языков мира. В среднем, новогвинеец говорит на пяти языках, официальном — ток-писине, вобравшем в себя исковерканный английский, португальский и голландский языки, а также местные слова, языке своего племени и соседних. Интересно, что в одном из языков алфавит состоит всего лишь из 11 букв. К такому количеству привела оседлость общин, которые вели обособленный образ жизни. Более того, есть свидетельства, что жители горных и равнинных районов отделились друг от друга от 10 000 до 20 000 лет назад и вообще имеют различные генотипы.
Никто точно не знает, сколько людей живет в Папуа-Новой Гвинее. Официальные данные колеблются в районе 9 миллионов, но на деле на пару миллионов может оказаться больше. Дело в том, что у многих жителей страны просто нет документов и многие, кому за 50, даже не знают точно сколько им лет. Селяне не считают нужным получать метрики ни себе, ни своим детям. Никаких бенефитов особо от государства они не получают, паспорт может понадобиться только тем, кто собрался передвигаться по стране на самолете, но таких счастливчиков совсем немного. Горцы в большинстве своем не видели ни разу океана, а жители островов помельче никогда не были в горах. К тому же из деревень в центры, где оформляют документы идти пешком очень далеко. Поэтому многие и вовсе не заморачиваются с документами. Более того, у общин нет никаких документов на земли, которые они считают своими. Впрочем, правительство не пытается оспаривать это.
И это, несмотря на то, что в стране очень много природных ресурсов — меди, золота, никеля, марганца, свинца, железа, платины. Папуа-Новая Гвинея пока никак не выйдет из списка развивающихся стран. По данным ООН, Папуа-Новая Гвинея входит в число беднейших стран Океании, где около 40% населения живет менее чем на 1 доллар в день, в больших городах простые люди зарабатывают около 70-80 кина в месяц. Большинство — около 75% всех жителей страны живет в сельской местности рассчитывают только на натуральное хозяйство. Один из туристов из Америки, как-то за ужином даже спросил у меня, видела ли я страну, где живут более бедные люди, чем здесь. Бедность шокирует, это правда.
Они выращивают овощи — картофель, батат, ямс, огурцы, тыкву, собирают орехи, держат свиней и торгуют урожаем и приплодом. На вырученные деньги покупают немного одежды и носят ее до дыр. Папуа-Новая Гвинея огромный рынок по продаже одежды секонд-хэнд. Почти все покупают самое необходимое на развалах по бросовым деньгам. Из-за скудной пищи и отсутствия хорошей медицины мужчины в Папуа-Новой Гвинее в среднем живут до 63 лет, женщины до 68 лет.
Многие собирют банки из-под напитков и кидают их на дорогу, чтобы проезжающие мимо машины спрессовали их для последующей сдачу в переработку.
Водоснабжение присутствует только в больших городах. Да и то, далеко не во всех районах. Вода для новогвинейцев — это роскошь. Папуа-Новая Гвинея имеет самые низкие показатели доступа к воде среди 15 развивающихся стран. Воду носят в ведрах и кувшинах из рек и колодцев. Индекс санитарии довольно низок — в больших городах на улицах много мусора. По вечерам страна погружается во тьму. Доступ к электричеству не имеют и половины жителей. У некоторых есть генераторы, но электроэнергию экономят. Дорог и бензин — 6 кина за литр.
Новогвинейцы ходят в школу и в целом, уже почти все поголовно грамотны. Школы есть не только в больших городах, но и в отдаленных деревнях, где большинство предметов ведет один учитель. После окончания средней школы можно продолжить учебу, но государство оплачивает только 75% от стоимости обучения. Университеты и колледжи есть в Порт-Морсби, Лаэ и Маунт-Хагене. Но школьных автобусов нет и детям приходится ходить в школу пешком по несколько часов в день, в регионе Сепик многие добираются в соседние деревни, где есть школа на лодке. Школы в отдаленных регионах представляют собой небольшое здание из тростника с одним классом, доской и лавками.
Новогвинейцы — христиане. В стране две конкурирующие церкви, в одной из них собираются адвентисты седьмого дня, в другой евангелисты. В лоно религии большинство людей перешли около века назад, когда миссионеры начали ездить по стране с проповедями, помогать и строить больницы. Папуасы легко отказались от людоедских традиций, но многие до сих пор следуют племенным ритуалам, традициям и церемониям. Люди, живущие в отдаленных районах не имеют никаких лекарств. Лечатся гомеопатией, тем, что могут найти в лесу и на реке — травами и глиной, консультируются у знахарей. Уровень смертности по-прежнему высок. Туберкулез и малярия — две главные проблемы.
Причем, на злые чары списывается все — от неудач до болезней, и ковид не исключение, и смертей. В колдовстве могут обвинить любого, кого удобно. Это, если хотите, очень удобная система правосудия. Естественными причинами почти не удовлетворяются, во всем повинны духи предков, злые призраки, которых наслал колдун. Новогвинейцы верят, что избавиться от недуга можно например, убив свинью и отомстив обидчику. Многие внимательно относятся к тому, чтобы нигде не оставлять своих волос или ногтей, (особо верующие следят даже за сохранностью фекалий), который может использовать чародей, делая зелье. Верят здесь даже в летающих ведьм, которые способны по ночам покидать свое тело и носиться по острову в поисках жертвы, что съесть ее сердце. Их способны выявить добрые маги, которых называют «Стеклянным мэном» (Glasman) или «Стеклянной Мэри» (Glasmeri). В колдовстве, разумеется, чаще обвиняют женщин, примерно в шесть раз больше, чем мужчин. Чаще, это женщины, у которых нет родственников-мужчин, вдовы, вышедшие замуж и перебравшиеся в деревни своего мужа, их дети. Есть общины, в которых мужчины до ужаса боятся совокупления с женщиной во время месячных, они верят, что супруга задумала свести мужа таким образом со света. В то же время широко используются любовные зелья и афродизиаки. Колдунов могут сжечь заживо или же сильно покалечить. Но самое любопытное, колдовство официально запрещено на территории Папуа-Новой Гвинеи и разумеется, очень осуждаются церквями. Только вот охота на ведьм не несет никаких юридических последствий.
Папуа-Новая Гвинея в этом плане одна из немногих стран, где очень многое находится пока вне государственного контроля. Вождей уважают, к ним прислушиваются каждому из них возводят небольшую гробницу у дороги, с окошками и иногда удивительным декором из пивных бутылок. Чтобы каждый проезжающий мимо вспоминал о почившем.
Межплеменные конфликты, особенно в отдаленных высокогорных районах, все еще случаются. Повлиять на них не могут даже власти. Чаще всего причиной становятся споры из-за земли, из-за женщин и свиней. Соперничество часто вызвано изнасилованием или воровством, спорами о границах племен. За нанесение тяжких повреждений или убийство общине придется выложить немало пострадавшей стороне. О размере компенсации договариваются старейшины племен. Расплачиваются деньгами и свиньями. Месть — все еще важный фактор коммуникаций. Она все еще общепринята, припоминать прошлое могут даже представителям новых поколений.
Свиньями оплачивают долги, услуги старейшин и учителей, целителей (если все серьезно) и оплачивают приданое за невесту. Семья будущей жены ожидает платы в размере около 30 свиней. Стоимость одной свиньи невероятно высока — упитанного поросенка можно купить от 1000 кина, за свинью постарше попросят уже от 1500 кина.
Синг-синг — приветственные танцы и песни, посвященные чему-то важному — хорошему улову, рождению ребенка или победе над врагами. Синг-синг исполняют в традиционных нарядах, масках, головных уборах под звуки барабанов. Часто папуасы танцуют вокруг костра.
На рынок не только ходят за свежими овощами и продуктами, но и узнать новости, послушать проповеди, потолкаться и посплетничать, поглазеть на публику, перекусить, починить одежду или обувь. Поскольку в стране не так уж и много возможностей для занятий каким-либо спортом, дартс занял свои позиции. Чаще всего игроки собираются на рынке и играют на небольшие деньги. Часто устраивают турниры.
Поголовно все жители Папуа-Новой Гвинее жуют орех бетель. Химическая реакция со слюной приводит к повышенному слюноотделению, рот окрашивается в кровавый красный цвет, отчего улыбки становятся жуткими. Бетель — энергетик, он дает заряд бодрости, эффект как от пары чашек кофе. Но длительное его употребление приводит к очень печальным последствиям. Не говоря уж о цвете зубной эмали. Но про это никто не думает.
Черные, как смоль люди выходцы с островов Бугенвиль и Бука. Впрочем, и тех, кто живут на других островах и побережье можно легко опознать как местных жителей. Цвет кожи у горцев светлее. Кстати, последние данные генетиков говорят о том, что островитяне Папуа-Новой Гвинеи, вероятно предки денисовцев. (Тех, чьи останки нашли в Алтайском крае). Ученые выяснили, что в геноме новогвинейцев присутствует 5% ДНК денисовцев, живших 60 000 лет назад.
Сумка билум — самый традиционный аксессуар в Папуа-Новой Гвинее. Их плетут вручную, делая геометрических рисунки. Они бывают разных размеров. В авоськах носят все — покупки и продукты, детишек, прочие тяжести. Причем, женщины любят оставлять руки свободными и часто сумки носят на лбу.
Что еще почитать про Папуа-Новую Гвинею:
Тари: Земля хули
Регион Сепик — речные люди Каравари
Папуа-Новая Гвинея: Ответы на важные вопросы
Турбизнес в Папуа-Новой Гвинее: интервью с Бобом Бэйтсом, владельцем Trans Nuigini Tours
Каннибализм в Папуа-Новой Гвинее
Оставить комментарий