Ru / En
Главная > Travel blog > Travel репортаж > Как живут люди в Руанде

Как живут люди в Руанде

Фоторепортаж

Если отсиживаться в отеле, ходить только туристическими тропами никогда не узнаешь страну по-настоящему. Чтобы прикоснуться к традициям и культуре нужно всегда идти в люди. В идеале — ездить по стране. В Руанде мне выдался шанс увидеть чуть больше. Показываю и рассказываю, как живут люди в Руанде.

Благосостояние жителей Руанды невысоко, многие черты живут за чертой бедности. Автомобиль все еще считается роскошью. Люди, экономя, передвгиаются по городу пешком. Если нужно добраться куда-то быстро, ловят мотоцикл на подсадку или велосипед.

Велосипед в Руанде — средство заработка, а не предмет для поездок для здоровья и удовольствия. 



Руанду зовут "страной тысячи холмов". Это вы прочитаете в каждом путеводителе. Холмы никто не пересчитывал, их и правда много. Ландшафт страны — головная боль фермеров. Эрозия почвы вынуждает постоянно возводить террасы. 



Разрешенная скорость на дорогах Руанды максимум 60 км/ч, и то на некоторых участках. В основном, ездят со скоростью не превышающей и 40 км/ч. Все ради безопасности пешеходов, по обеим обочинам ходят пешком люди. Водители четко следуют правилам, нарушителей почти нет. 

 

Руанда — самая густонаселенная страна Африки. За последние 10 лет численность населения увеличилась на 2,6%, достигнув в 2012 году 10,8 миллиона человек. Плотность населения в Руанде составляет 416 человек на квадратный километр, что является самым высоким показателем в Африке.

 

Я никогда не устану удивляться умению африканских женщин с грациозностью придворной дамы и осанкой балерины носить на голове всякое — вязанки хвороста, да такие, что дороги не видно из-под веток, коробки с товарами, корзины с бельём, тазы с ананасами. Порой у них позади ещё висит ребёнок. Это невероятно. Ну попробуйте погулять по квартире в юбке с тазом на голове, набросав в него пару вилков капусты, например. В Руанде почти все люди носят тяжести на голове.



В Руанде говорят на языке киньяруанда. Руандийцев могут понять на востоке Демократической республики Конго, на юге Уганды и в Бурунди. До 1994 года почти все население говорила на французском, но после того, как бельгийцы покинули Руанду, вторым языком по популярности стал английский. Суахили широко распространен в городах и по-прежнему является основным средством общения с африканцами из соседних стран.

 

В Руанде есть поговорка «Utaganiriye na se ntamenya icyo sekuru yasize avuze», которая в переводе звучит примерно так: «Тот, кто не разговаривает с отцом, не будет знать, что сказал дедушка». Диалоги со старейшинами всегда были важны, во время бесед молодым передавали знания и традиции, давали советы, обучали чему-то. Но сейчас руандийские подростки ничем не отличаются от других, они сидят в интернете и мало общаются с родителями.



В сельской местности руандийцы суеверны. Самый большой страх быть покусанным привидением, что живет в кроне деревьев. Никто в Руанде не забирается на дерево в полночь, не собирает плоды. Считается, что тот, кто рожден в семье последним, может остановить дождь, если покажет голую задницу. 



Корова в Руанде, как и во многих африканских странах являлась разменным животным. Корову предлагали родителям девушки, к которой сватались. Новорожденного теленка отдавали новобрачным. Приданое считалось показателем ценности женщины. Традиция немного видоизменилась, в настоящее время большинство людей заменяют коров деньгами.К сексу до брака в Руанде относились всегда строго. Тех, женщин, что рожали, не будучи чьей-то супругой могли утопить в озере Киву. Руандийцы верили, что такие детишки были проклятием и что Бог за такие деяния пошлет засуху в наказание. Сейчас уже средневековые порядки не в моде. В озере не утопят, но позором заклеймят. 



Есть любопытное поверье, которого до сих пор придерживаются в деревнях. После замужества мать невесты не может есть в ее доме. Готовят еду на летних кухнях без всяких удобств.

 

В Руанде платная медицина многим недоступна. С серьезными проблемами руандийцы едут в Кению, в Найроби. В деревнях все недуги по-прежнему лечат травами, корнеплодами и наговорами. В глуши люди верят в разную ересь. Например, одна женщина уверяла меня, что не может забеременеть по причине того, что у нее в животе живет крыса, которая съедает зародыша, как только женщине удается зачать. Деревенские травники могут подобрать снадобье от всего, и от мигрени, и от нестоячки.

  

Более 70% населения Руанды заняты в сельском хозяйстве. Они живут натуральным хозяйством, выращивают еду, которую они сами же и едят, небольшие деньги получают за продажу овощей. По африканским стандартам Руанда — это сельскохозяйственная история успеха и настоящая "зеленая революция". В основном, фермеры выращивают бобы, маниоку, ирландский картофель, кукурузу, сорго и бананы. Но проблема бедности стоит очень остро, уровень хронического недоедания остается неприемлемо высоким — 38% для детей в возрасте до 5 лет.

Фермеры делают все по старинке. У тех, кто живет в сельской местности нет доступа даже к базовой информации не только о состоянии рынков, новых тезнологиях, но и о банальном прогнозе погоды. Они также испытывают трудности с открытием банковских счетов, не говоря уже о получении кредитов для расширения своего агробизнеса. Именно поэтому примерно каждое четвертое сельское хозяйство живет в крайней нищете.



У большинства фермеров нет даже фургонов для перевозки овощей. Картофелем, маниокой и кукурузой набивают огромные мешки, общим весом до 100 кг и перевозят на велосипеде.

 

Руандийцы очень рано встают, много работают, но и много отдыхают. К вечеру, они собираются в барах и кафешках, чтобы выпить пива. 



Жители Руанды любят быть на открытом воздухе. Многие даже работают без офиса, в настоящем опен-спейс.



В киньяруанда есть слово "умуганда", означающее собраться вместе, чтобы помочь другому человеку. Этим словом называется ежемесячный субботник, на который вся страна выходит в последнюю субботу каждого месяца рано утром. В дни Umuganda все руандийцы должны заняться общественно-полезными работами. Люди убирают улицы, роют ямы, строят дома, убираются, красят.



В Руанде одеваются ярко, люди просто обожают самые смелые цвета, ткани с геометрическими узорами. Женское платье из материала киярванда, которое носят почти все жительницы городов, называется умушанана. Наряд, а скорее даже драпировка с запахом, перекидывается через плечо. Официальный наряд сделан, как правило, из дорогих тканей, платье аккуратно драпировано. Но в деревнях о правилах не слышали. Многие женщины надевают умушанану поверх маек или вообще повязывают как юбку. 

 

В яркие цвета обязательно красят и придорожные дома и кафе. 



Самый лучший сувенир, который можно привезти из Руанды — всевозможные плетенки. Корзины большие и маленькие, шкатулки, тарелки и циновки.

 

Плетением из травы занимаются многие женщины в Руанде. Женщины обычно работают дома или собираются компаниями и обсуждают заодно все последние новости. Большинство мастериц являются членами кооперативов, которые реализуют товары. Плетение — процесс трудоемкий. Он начинается с подготовки нитей сизаля, волокон местного растения — агавы. В среднем, с каждого растения собирают около 250 пригодных листьев, которые разделяют на 1000 натуральных волокон. Траву затем красят и сушат на солнце. Нити вставляют в иглы и обматывают вокруг сухих трав и только потом плетут корзины. 

 

После геноцида 1994 года большую часть населения страны составляли женщины. Вдовы стали представителями беднейшего класса, у них не было возможности получить образование и получить работу. Они должны были оставаться дома и воспитывать своих детей. Плетение стало не просто отличным заработком для них, но и настоящим спасением. Сейчас этим ремеслом занимаются около 4500 женщин, в Руанде насчитывается более 40 кооперативов.



Руанда находится рядом с экватором, поэтому несколько месяцев в году дождь идет каждый день. Погоду, когда одновременно светит солнце и идет дождь в Руанде называют "Свадьба гиены".



Одно из самых интересных мест для посещения в Руанде находится в округе Мусанзе, недалеко от города Рухангери. Мы заехли туда по дороге в Кигали.

Iby’Iwacu Cultural Village переводится как "деревня стражей гориллы". Деревню специально построили для туристов, чтобы рассказывать о культуре и традициях Руанды. НЕсколько хижин и даже королевский дворец выстроили один-в один. Здесь получили работу бывшие браконьеры, бедняки из окрестных сел. Гиды рассказывают о нарядах, быте, кухне. 

За час мне наглядно показали, как молоть муку, варить банановое пиво, плести корзинки и стрелять из лука. 



Самой веселой частью визита была свадебная церемония, в которой предлагают поучаствовать гостям. Всей деревней разыгрывают сценки свадебных обрядов, поют, танцуют и дарят подарки. Мне досталась роль королевы-матери, Ольга играла невесту короля. 



Мужа изборажал один из старожил культурной деревни и по совместительству главная звезда всех представлений. 



А после "свадьбы" снова были танцы, бесноватые традиционные пляски воинов Intore dance и Ibyivugo. Танец родился несколько веков назад. Его предствляли только при Королевском дворе, во время того, как юноши проходили военную подготовку и обучались технике прыжков, которая составляет значительную часть танца. Мужчины танцуют в париках из травы с копьями в руках. 

Руандийцев часто называют улыбчивой и приветливой нацией. И это правда. Несмотря на все ужасные испытания, которые им пришлось пережить, они добры и гостеприимны. 

 

Еще почитать про Руанду:
Magashi Camp: Жизнь по африканскому расписанию
Национальный парк Акагера: Пятерка большая и малая
Треккинг к горным гориллам
Bisate Lodge: Мзунгу в тумане
Кигали: Чем заняться в столице Руанды
Мемориал геноцида в Кигали: 100 дней с мачете в руках

Теги:
Rwanda People Africa

А это тоже интересно:

Magashi Camp
Magashi Camp Жизнь по африканскому расписанию
Bisate Lodge
Bisate Lodge Мзунгу в тумане
Кигали
Кигали Чем заняться в столице Руанды

Оставить комментарий



обновить картинку

Ваш комментарий будет добавлен после проверки администратором
 
Мои партнеры