Ru / En
Главная > Travel blog > Личный опыт > Вулкан Мутновский на Камчатке

Вулкан Мутновский на Камчатке

Как я забралась в кратер активного вулкана

Я села на переднее сиденье внедорожника, бросила под ноги рюкзак и повернулась к Диме, профессиональному рейсеру и по совместительству гиду, организатору джип-туров. Он лукаво посмотрел на меня и кивнул на ручку на панели: «Это ручка называется: «О, май гадбл», — если что она поможет».

Джип-тур на Камчатке

Я расхохоталась. То, что меня ждало знатное приключение я догадывалась, но то, что за рулем оказался человек с прекрасным чувством юмора придало этому дню особый эффект. Забегая вперед, скажу, что поездка на юг Камчатского полуострова к подножию вулкана Мутновский стала самым лучшим моим приключением. Благодаря, конечно же, профессионализму двух друзей Диме Ухарскому и его коллеге Алексею Шиянь, его команда следовала по маршруту вместе с нами.

По дороге на вулкан Мутновский

Внедорожники для экстремальных поездок ребята тюнинговали сами, в несезон они работают в собственной автомастерской, гоняют для души по бездорожью, взбираются на вулканы в любое время года, зимой — ради катания на сноуборде, летом устраивают для туристов незабываемые поездки.

Снежные заносы по дороге на вулкан Мутновский

В начале августа по дороге на Мутновский вулкан ещё лежит снег. Он уже талый, высокие снежные тоннели, сквозь которые автомобили пробирались еще пару недель назад уже прилично осели. Под колесами булькает жуткая каша из вулканической грязи и снега, которая и гарантирует отвязные приключения.

Снег в июле на Камчатке

Впрочем, до снежного плато — перевала Коновалова, на котором застревают почти все автомобили из Петропавловска-Камчатского пару часов пути. Хотя расстояние от города почти смешное — 80 км. Но дорога не позволяет ехать быстрее.

Талый снег по дороге на вулкан

Я постоянно смеюсь, ребята переговариваются по рации, искрометно шутят. С нами в машине еще пара из Германии, которым приходится переводить все шутки и приколы, но по факту я понимаю — выходит не очень смешно. Немцы не понимают, почему какой-то застрявший в снегах по самый капот джип «набрал грибов». Соль шутки объяснять — занятие сложное, приходится рассказывать издалека, что означает «по самую котомку». Гости улыбаются и все равно не понимают. А мне становится еще веселее.

Гид-водитель джипа

«Панда, панда, прием. Останавливаемся на Вилючинском перевале», — предлагает Алексей по рации из своей машины. Я поворачиваюсь к Дмитрию, добродушному парню с рыжей бородой и удивленно спрашиваю, почему его позывной «Панда»? «Может, потому что я милый?» — отвечает Дима и я снова хохочу, немецкие туристы снова улыбаются и мы останавливаемся на кофе-брейк.

Вилючинский перевал на Камчатке

На смотровой площадке у Вилючинского вулкана я уже была, когда ездила к Малой долине гейзеров, кофе в этот раз не предлагают — кофейного фургона на месте не видно. В хорошую погоду здесь можно наконец-то запомнить какие из семи вулканов где находятся: Вилючинский, Корякский, Авачинский, Козельский, Мутновский, Горелый и Опала.

Вулкан Вилючинский

Прогулявшись по поляне цветов, сделав еще сотню снимков Вилючинского вулкана про запас, мы снова рассаживаемся по машинам и едем уже в Мутновскому. Едва поднимаемся выше начинаются снега и кончается дорога. Скорости становятся ниже, но в любой момент под колесами может осесть снежный пласт. Когда мы перебираемся через первый ручей с талой водой, я впервые вцепляюсь в знаменитую ручку. Чуть позже я буду хвататься за нее все чаще, когда мы будем взлетать в крутую гору, буксовать на льду и нестись по этому бездорожью ради забавы. Я также поймаю себя на мысли, что как водитель с 20-летним стажем не могу избавиться от привычки жать ногой на тормоз. Дима на это заметит и скажет, что давно хочет прикрутить туда педаль.

Фотосъемка на вулкане Вилючинский

Едва мы проехали первые сотни метров, я понимаю, насколько профессиональны Дима и Леша, где-то в голове я держу мечту пойти на курсы экстремального вождения, вот-вот когда-нибудь позже. Я понимаю, что я здесь застряну на первом же броде. Впрочем, как и многие автомобили.

Джип застрял в снегу на Камчатке

Мы останавливаемся, Дима и Леша, как Чип и Дэйл спешат на помощь коллеге, плотно увязшему в снежной ловушке. Огромные колеса застрявшей машины лишь месят снег. Со стороны мы наблюдаем за спасательной операцией, ребята достают трос и вытягивают «грибника», набравшего грибов. Мы поможем за этот день многим, да и сами разок увязнем.

Автомобиле застряли в снегу на перевале

Смотря на очередной внедорожник, чей водитель наивно думает, что именно он проскочит мимо очередной снежной ловушки, Дима бормочет: «Хорошо идет, прямо к центру земли». Машина застревает, и Дима снова достает трос.

Вулканы в тумане Джип-тур на Камчатке

Все происходящее, кажется, придумано каким-то грамотным дизайнером-геймером, на вулканическое бездорожье к тому же опускается плотный туман, нет лучше так — туманище.

Каньон Опасный на Камчатке

Сквозь серые клубы мы несемся к каньону Опасному. Треснувшая коричневая земля с одноименным водопадом выглядит эпично. Как будто кто-то выгрыз кусок земной плоти и она кровоточит водопадом. На краю у пропасти стоять страшновато — сель может сползти под ногами, и можно оказаться на дне каньона.

Внедорожники на Камчатке

Последние десятки метров — и мы у цели. В тумане и снегах непонятно где мы вообще. Ветер доносит пары сероводорода, где-то близко кратер, осколки вулкана — четыре сросшихся конуса стратовулканов, фумарольная площадка размером 440 м на 100 м, но совершенно ничего не видно. Вулкан Мутновский некрасив, строго говоря, никакой пирамидальной формы у него нет. Он развалился во время прошлых извержений, его кратеры неоднократно обваливались и еще продолжают это делать.

Восхождение на Мутновский

Вооружившись палками, мы начинаем восхождение. Идти до первого кратера примерно сорок минут. Высота вулкана 2323 метра, и мы идем где-то чуть ниже. Между отвесными скалистыми горами, прямо по стенке вулкана. Кажется, что туман сгущается еще сильнее, но впервые я не расстраиваюсь из-за непогоды. Путешествие к кратеру даже в такую погоду я бы смело поставила в собственный топ-10. Это совершенно истинный эскапизм.

Фумаролы на Мутновском вулкане дымящаяся фумарола

В первом кратере я словно попадаю на урок практической химии. Мутновский — вулкан активный. И очень живой, последний раз извергался в 2000 году, а всего за всю историю он делал это не менее 16 раз ! Сегодня вулкан о себе не дает забыть. Везде, куда только ни посмотри — пыхтят фумаролы, кипят термальные источники, скворчат грязевые вулканы. В безветренный день выбросы газов могут достигать нескольких сот метров. Фумарольное поле Мутновского вулкана считается одним из самых больших в мире. Но в непогоду масштаб пыхтящего действия оценить сложно. В туманной волоките серные желтые пары смотрятся особенно эффектно, кажется, что это все они тут надымили на всю округу.

Желтая фумарола на вулкане Мутновский

По дороге ко второму кратеру мы спускаемся к кислотной реке под названием Вулканная. Это считай, полная альтернатива кисельной реке с пряничными берегами. В ней растворено большое количество минералов, кислот и мышьяка. Упасть в такую реку — значит уйти без остатка, растворится наверняка даже фотоаппарат и все свидетельства моего пребывания в кратере Мутновского.

Река Вулканная

​Именно эта река, несясь по лавовому руслу, срывается водопадом в каньон Опасный, который я видела ранее. Прилично ошпариться можно и заглядывая фумароле «в глаз», зафиксированная учеными температура вырывающихся вулканических газов составила 540°С, также легко получить ожог, дотронувшись до чего-то странного. В общем, правило пребывания в кратере Мутновского одно — не дотрагивайся ни до чего вообще. И надень ботинки с толстой подошвой.

Кратер влукана Мутновский

Второй кратер — юго-западный облюбовали инстаграмеры, к августу на дне кальдеры образовывается голубое озеро, открываются потрясающие вида на снежник. В хорошую погоду. Но разумеется, не сегодня. «Примерно с этой точки, открываются шикарная панорама на кратер», — уверяет меня Дима, показывая рукой куда-то в туман. Вдруг порыв ветра сносит темные облака и кратер показывается во всей красе, просто предстает передо мной. Я делаю несколько кадров и все снова тут же заволакивает серым вязким туманом. «Круто», — думаю, я про себя. И понимаю, что мы с вулканом понравились друг другу.

В кратере вулкана Мутновского На вершине вулкана Мутновский

Озеро в этом кратере Мутновского появилось совсем недавно. Вулканологи сразу обратили на это внимание. Появление водоема говорит о снижении активности Мутновского. Впрочем, может это случилось из-за того, что у соседа — вулкана Горелого, собственное озеро испарилось, поскольку собрат проявляет бурную активность.

Джип переезжает реку на Камчатке Цветы Камчатки

Обратный путь все так же весел — все те же истории со рваными колесами, застрявшими автомобилями. Вытащив очередной джип, Дима, шутя, спрашивает у водителя, как проехать в город. Тот очень долго объясняет, а «Панда» с серьезным видом слушает.

Вытягивание застрявшей машины на Камчатке

Выбравшись наконец-то на дорогу у поселка Термальный, оказалось, что это еще не финал. Дима и Леша решили показать нам полудикие источники в Карымшино. Мы сворачиваем на какую-то потайную дорогу, едем сквозь зеленые заросли, преодолевая огромные лужи, которые заливают лобовое стекло, пока не останавливаемся на берегу реки.

Реки Камчатки

«Ээ, ты серьезно?» — понимая намерения Димы, я снова крепко сжимаю ручку «О май гадбл». Дима шутливо пожимает плечами и мы в буквальном смысле вплываем в реку. Я к своему удивлению, понимаю, что двигатель работает как надо, даже несмотря на то, что вода залила даже капот.

Джип преодолевает реку на Камчатке вброд

Добравшись до противоположного берега, я выхожу из машины, чтобы снять «заплыв» Алексея. «Вот поэтому мы так любим сюда ездить», — говорит Дима. — Тут почти нет никого».

Дикие горячие источники на Камчатке

Искупавшись в источнике, возвращаемся в Петропавловск-Камчатский. Я тепло прощаюсь с ребятами и очень сильно жалею, что познакомилась с ними лишь под конец своей поездки. Но обещаю себе, что если вернусь на Камчатку, то первым делом позвоню именно им.

Проект «Четыре сезона России» проходит при поддержке Русского географического общества www.rgo.ru
Путешествие на Камчатку рекомендовано Русским географическим обществом.

Bergans of Norway — официальный партнер проекта «Четыре сезона России», который проходит при поддержке Русского географического общества.

Одежду бренда Bergans of Norway можно купить в магазинах "Спорт-Марафон", «Альпиндустрия», сети "День Сурка", "Олимп" и "Манарага" в Москве и в шоу-руме «Гарден-сити» в Санкт-Петербурге. Всю дополнительную информацию можно найти на официальном аккануте в Instargam @bergans_russia.

Восхождение на вулкан Мутновский Река Вулканная на Камчатке

Еще почитать о Камчатке:
Монологи инспектора Кроноцкого заповедника
Музей «Вулканариум» в Петропавловске-Камчатском
Камчатка: Лайфхаки и советы
Восхождение на гору Верблюд
Курильское озеро: из жизни медведей и людей
Малая долина гейзеров
Авачинская бухта
Долина Гейзеров
Вулканы Камчатки
Поход к горному массиву Вачкажец

подписывайтесь на канал в телеграм

Малая долина гейзеров
Малая долина гейзеров Реплика дымящегося поля
Алтайское холмогорье
Алтайское холмогорье Бизнес на траве
Вулканы Камчатки
Вулканы Камчатки Самые-самые

Ваш комментарий будет добавлен после проверки администратором