Маунт-Хаген — город в самом центре Папуа-Новой Гвинеи, окруженный горами. В нем кипит жизнь, как в любом другом городе на любом континенте. Дети с утра идут в школу, на улицах людно — кто-то раскладывает товары на продажу, кто-то торопится на работу или в магазин. Ездят машины по хорошим дорогам, работают супермаркеты. Кого не встретить в Маунт-Хагене в конце августа, так это папуасов в травяных юбках и боевым раскрасом. Увидеть представителей племен Нагорья можно только во время культурного фестиваля, когда в город приезжают коллективы, хранящие свои традиции. А вот чтобы познакомиться с ними в любое другое время нужно отправиться в культурные центры. Во время визита новогвинейцы проводят небольшую экскурсию и дают небольшой спектакль с песнями и танцами. Во время мини-спектаклей можно увидеть и похоронные традиции, и церемонии выкупа невесты, кулинарные шоу, и конечно, синг-синг. Я съездила в несколько культурных центров.
Деревня Комуниве, неподалеку от Маунт-Хагена
Деревня Погла, неподалку от Гороки
Из кустов появился человек и начал красться в замедленном ритме. Он был весь грязно-белый — обмазан глиной. Из одежды на нем были лишь сплетенные из травы трусы. На каждом пальце руки торчал заостренный бамбук — этакие руки-ножницы по-новогвинейски. Их сухожилия были натянуты, слово тетива. Но самое жуткое в нем была глиняная маска полностью прикрывающая голову мадмена и упирающаяся в его ключицы. На маске застыло жуткое выражение лица. К своему соплеменнику присоединился еще один белый мужчина. Они начали медленно обходить костер, угрожающе выставляя свои бамбуковые, заточенные до острия длинные когти и палки вперед и принимая воинственные позы.
Все это должно было привести врага в исступление. Тем удивительнее, что никаких врагов племя Асаро никогда не запугивали и традициям «глиняных людей» нет и ста лет. По одной из версий — мадмены придумали этот прикид и ритуал всего несколько десятилетий назад. Считается, что некогда человек из племени мелпа был приглашен на свадьбу, но не нашел подходящего традиционного костюма и сваял себе такую маску из вязаной сумки билум, проделав в ней дыры для глаз и облепив глиной. Креативная идея понравилась всем не сразу, гости вообще подумали, что это призрак и сбежали. А дизайнер задумался, если испугались свои, так чужие тоже вполне могут убежать и решил применить новый наряд в межплеменной войне с соседним племенем. Победа была одержана. Но позже Асаро стали активно нести новый образ в массы. Особенно после того, как их синг-синг на культурной ярмарке в 1957 году имел большой успех у публики. Кроме того, многие ушлые новогвинейцы позаимствовали удачную идею и устраивают подобные шоу у себя в деревнях. Примечательно, что не существует «глиняных женщин», традиции племени Асаро исключительно мужские.
По окончании шоу я примерила глиняный шлем и у меня моментально заболела шея — маска весила под 12 кг, кроме того, обзор из нее был так себе, врагов-то особо и не запугаешь. Каждая маска делается вручную и абсолютно уникальна — с длинными или короткими ушами, острыми свиными зубами и зловещими улыбками, длинными носами, рогами или перекошенным ртом. Сушат маски на солнце. На память я купила себе маленькую маску на маленьком развале, который начинает работу после шоу.
Правда, есть и другая антропологическая история о происхождении Асаро, которые жили в районе Гороки, вели уединенный и даже застенчивый образ жизни, предпочитая не связываться с соседями. Якобы после поражения от вражеского племени, мужчинам пришлось забежать в реку Асаро. Чтобы вновь сразиться им пришлось перемазать речной глиной свои тела, слепить из глины маски, поскольку наносить ее на лицо боялись, считая субстанцию ядовитой. Враги приняли пришедших с реки людей за призраков, и с криками убежали. С тех пор эти ритуалы ряженых позволяли мадменам Асаро успешно избегать войн.
Провинция Чимбу
Зомби-апокалипсис выглядел довольно весело. Скелеты с закрытыми глазами, выставив руки вперед медленно шли гуськом. На их черных покрытых золой телах, был нанесен довольно умелый рисунок человеческих костей белой акриловой краской. Это был их знаменитый танец духов, который призван запугать врагов. Это исключительно мужское занятие. В танце духов участвуют и совсем юные мальчишки, и уже седовласые мужчины. Но ни одной женщины. С ними я познакомилась чуть раньше и если бы не их разрисованные родственники и соплеменники, никогда бы не догадалась об их принадлежности к этнической группе.
До 1934 года скелеты были изолированным племенем и вышли на контакт только лишь к середине прошлого века. До сих пор об их ритуалах мало что известно. Скелеты живут в провинции Чимбу, что в центральном Нагорье, но некоторые представители этой этнической группы перебрались из Гороки поближе к Маунт-Хагену. Каждый представитель племени знает легенду о священной пещере, куда соплеменники помещали умерших родственников, но не все это видели воочию. Раскрашиваются в скелетов Чимбу только по праздникам, а в обычные дни работают на кофейных плантациях.
Провинция Jiwaka, деревня Коскала
«Дживака» — это фактически аббревиатура от Джимми — горным хребтам на севере и юге — Камбя, долине Ваги. Живет здесь три этнических группы, чьи традиции и ритуалы очень схожи. Люди Дживака похожи на экзотических птиц, чьими перьями и спрессованными тушками попугаев украшены их головные уборы. Правда, у мужчин еще торчат хвостами вверх шкуры опоссумов. Все улыбаются и очень приветливы. Усевшись прямо на траву, раскачиваясь, постоянно хохоча, они пели песню о флирте. Она должна привлекать партнеров — ну точь-в-точь как у птиц. О чем пелось, увы, осталось загадкой, но выступление было очень ярким.
Здесь же, у маленького дома мне наглядно показали, как местный хилер лечит мальчика, который приболел. Голосящая женщина причитала, что сына сглазили. Целитель осмотрел больного и быстро поставил диагноз — сглаз. И поплевав на лист, похожий на подорожник, приложил к мальчонке, вытащив и него свиной клык. Ловкость рук и никакого мошенничества. Это маленькое шоу неожиданно было очень хорошо поставлено. В основном эти культурные демонстрации немного наивны и ориентированы на приезжего туриста, который добравшись на край географии знакомится с культурой местных племен.
В Маунт-Хаген из аэропорта Порт-Морсби проще всего добраться по воздуху, в день осуществляется несколько рейсов двух авиакомпаний.
На холме за городом стоит большой отель Rondon Ridge Lodge, оживленное место, де останавливаются почти все, кто путешествует по Центральному и Южному Нагорью. Все номера имеют восхитительный вид на долину Ваги и гору Голуэй и собственную терассу. В ресторане кормят трижды в день, в лобби есть отличный wi-fi и отличный сувенирный магазин.
Всю культурную программу возьмет на себя компания Trans Niugini Tours.
Благодарю компанию Trans Nuigini Tours и лично Боба Бэйтса за организацию незабываемого путешествия в Папуа Новую Гвинею.
Что еще почитать про Папуа Новую Гвинею:
Папуа-Новая Гвинея: Ответы на важные вопросы
Тари: Земля хули
Турбизнес в Папуа-Новой Гвинее: интервью с Бобом Бэйтсом, владельцем Trans Nuigini Tours
Как живут люди в Папуа-Новой Гвинее
Каннибализм в Папуа-Новой Гвинее
Регион Сепик — речные люди Каравари.
Оставить комментарий